Аполитичность правоохранительных органов в Украине прописана в украинских законах. Однако, в реальности, особенно в предвыборное время, силовые структуры становятся инструментами в руках отдельных кандидатов для победы на выборах.
Внутренние противостояния между СБУ и Генпрокуратурой с МВД и Нацполицией все чаще заметны снаружы. Причина этому – политика. Поэтому и обострение перед выборами – прогнозируемое.
Читайте также: Под грифом «секретно»: как прикрыли причастность Порошенко к разрушению исторического памятника
Служба безопасности и Генеральная прокуратура – это вертикаль главы государства, креатуры президента Петра Порошенко, которые играют на его стороне. По другую сторону – Министерство внутренних дел и подчиненная ему Национальная полиция. Партнер Порошенко по коалиции Арсен Аваков, похоже, уже давно играет свою игру, самостоятельную от президента. И на этих выборах он как политик, очевидно, сделал ставку не на него – а на других лидеров президентской гонки.
Силовики для кандидатов
«Правоохранительная система Украины имеет общую позицию по обеспечению честных и конкурентных выборов» – с такой декларацией менее чем за три недели до выборов совместно выступили руководители Генпрокуратуры, МВД и СБУ.
Руководители МВД, ГПУ на совместном брифинге
Но на самом ли деле существует это единство и беспристрастность? Анализ действий правоохранителей и силовиков в течение нескольких последних месяцев, который провели «Схемы», доказывает обратное.
Директор Центра демократии и верховенства права Тарас Шевченко отметил, что в Украине сейчас уникальная ситуация, когда различные правоохранительные органы, похоже, находятся в разных лагерях.
Правоохранительные органы должны расследовать потенциальные преступления, реагировать на них. Но под влиянием определенных обстоятельств могут не реагировать или реагировать только выборочно: закрывать глаза на представителей одних кандидатов и тщательно выполнять свои обязанности в отношении других,
– пояснил он.
Один из первых ярких примеров, который свидетельствует о приверженности силовиков конкретным кандидатам – это почти одновременное разоблачения избирательных манипуляций штабов Порошенко и Тимошенко.
Директор Центра демократии и верховенства права Тарас Шевченко
21 февраля этого года СБУ вышла с заявлением о построенной якобы в интересах лидера «Батькивщины» сети из агитаторов – людей, которые за деньги убеждают других, почему надо голосовать именно за эту кандидатку.
Читайте также: Откуда у меня такие деньги – «фейковые доноры» о своих миллионных взносах для «Батькивщины»
В очередной раз фамилия Тимошенко прозвучала через две недели после той истории. 7 марта уже Генпрокуратура выступила с заявлением, что якобы член команды Юлии Тимошенко причастен к попытке снять с гонки другого кандидата – тоже Тимошенко, но Юрия.
Член команды Юлии Тимошенко, который якобы причастен к попытке снять с гонки Юрия Тимошенко
Тогда почти сразу с зеркальным заявлением относительно кандидата-конкурента вышел министр внутренних дел Арсен Аваков и рассказал о других схемах подкупа избирателей, к организации которых, по его словам, вероятно причастен заместитель главы президентской фракции Сергей Березенко.
В свою очередь Сергей Березенко отреагировал на это в Facebook, опубликовав пост с требованием извинений за оскорбление своего достоинства и репутации. В том же месяце очередной виток противостояния между ведомствами стал публичным благодаря еще одному кандидату в президенты – шоумену Владимиру Зеленскому.
Заместитель главы президентской фракции Сергей Березнко
Операция «Прослушивание»
4 марта полиция Киева обнаружила под офисом кандидата в президенты Владимира Зеленского элементы аппаратуры прослушивания – и начала по этому факту расследование. Сам министр внутренних дел отреагировал на эту ситуацию коротким вопросом в Twitter о границе между соревнованием в борьбе за пост и преступлением.
Полиция Киева обнаружила под офисом кандидата в Президенты Зеленского элементы аппаратуры прослушивания. Ведется расследование.
Где граница между чоревнованием в борьбе за пост и преступлением? https://t.co/6tEjjWu4JY— Arsen Avakov (@AvakovArsen) 4 березня 2019 р.
Его соратник Антон Геращенко добавил, что такую технику можно купить только с разрешения СБУ. В тот же день в Службе безопасности в свою очередь признали: устройство таки принадлежит им – впрочем, Зеленский здесь ни к чему. Позже в этом ведомстве с упреком отметили, что правоохранители знали об операции СБУ – поэтому это, по их словам, «дискредитация и причинение вреда национальным интересам».
Читайте также: Руководители Академии аграрных наук дерзко обворовывают государственную землю: расследование
Теперь с инцидентом будет разбираться Государственное бюро расследований. Но уже через несколько часов от МВД пришел ответ, что министерство никоим образом не вмешивается в работу дружественного правоохранительного органа, а о планах спецслужбы не знали, потому что «не имеет штатных должностей колдунов, мольфаров и экстрасенсов».
Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк, с которым поговорили «Схемы», списал возникшую ситуацию на «не совсем профессиональное срабатывание» спецслужбы.
Давнее противостояние
По словам бывшего сотрудника СБУ Ивана Ступака, борьба между ведомствами продолжается давно. Он отметил, что в 2016-2017 годах СБУ готовила депеши в адрес Администрации Президента, где излагала свою обеспокоенность ростом влияния МВД и лично министра Авакова на разного рода вооруженные формирования, которые находятся в Киеве и вне Киева. И здесь уже СБУ просила Администрацию Президента повлиять.
Бывший сотрудник СБУ с десятилетним стажем Иван Ступак
Но в истории этого межведомственного противостояния появилось и кое-что относительно новое – это силовая поддержка из улиц. Хотя Иван Ступак объяснил, что сама идея заручиться поддержкой других организаций – не нова. Он рассказал, что СБУ на определенных этапах привлекала на своих оперативных контактах, то есть, находили определенные точки зрения совместные с руководителями «С14» и направляли их на решение определенных оперативных задач.
Упомянутая организация «С14» или «Сич» – это правые, которые называют своей целью защиту прав украинцев и борьбу с пророссийскими интересами. Однако ранее в Государственном департаменте США категорически высказались о деятельности праворадикалов.
Читайте также: Охранники Ахметова следят за журналистами программы «Схемы»: фотодоказательства
Лидер «С14» – Евгений Карась. Его можно увидеть на фото во время важного для президента события – церемонии вручения Томоса об автокефалии Украинской православной церкви, он стоит рядом с генпрокурором Юрием Луценко.
Евгений Карась на церемонии вручения Томоса об автокефалии ПЦУ
Сам Карась возразил, что это может указывать на его близость к президентскому политлагерю.
«Завтра может быть другой президент. Если, например, они бы нам давали деньги или прикрывали, это сразу полетят погоны. Поэтому, чтобы кто-то взял на себя покрытие националистической организации, вряд ли. Часто троллят, что мы напрямую председателю СБУ подчинены. Я Грицака первый раз увидел на вручении Томоса», – заверил Карась.
Об интересной тенденции во время акций «С14» и выборах под наблюдением «Нацдружин» – смотрите в программе.